3-ое после Троицы 2019
1 Тим 1.12-17
Иногда полуправда опаснее, чем открытая ложь.
Именно с такой проблемой сталкивались люди с ранней церкви. Все, кто собирались в общинах, верили в единого Бога и признавали важность Иисуса Христа. Они знали, что он был проповедником и целителем, что с Его приходом исполнялись обещания пророков Израиля. Чаще всего у них было единое убеждение в том, что Иисус был распят и воскрес. Но несмотря на это, в павловских посланиях мы видим борьбу Благой вести с другими вестями. Другая проповедь была полуправда. В ней говорилось о Христе, но его жизнь и служение были истолкованы так, чтобы в них не было Евангелия. Порой эта борьба велась “по неведению”. Сам Павел знал по собственному опыту, что это такое - быть искренним в своих убеждениях, но все же быть врагом церкви. Он также знает, что человек склонен воспринимать любое вероучение, как закон. Поэтому ему так важно было проповедовать именно Евангелие.
А что такое Евангелие? Как Вы определяете это для себя?
Пауза
Здесь не подходит просто цитировать какой-нибудь библейский стих. Каждый христианин имеет свой опыт, и может своими словами выразить, в чем заключается центр христианской веры. Итак, минуточку каждый думает, как бы Вы ответили на вопрос, что такое Евангелие?
Пауза
В нашем чтении сегодня, мы видим, как на этот вопрос мог бы ответить апостол Павел: “Христос Иисус пришел в мир, чтобы спасти грешников, а я первый из них.” (.15) В других стихах этого послания, становится понятным, что автор этих слов понимает глубоко, что не заслуживал того дара, который он получил. Он был спасен благодатью. Как и все, кто спасается. И автор здесь не стал говорить: “я был первым грешником раньше.” Нет, он все говорит в настоящем времени о его положении сейчас перед Богом - “я остаюсь грешником. я первый из них”.
Здесь мы видим принципиальную разницу между теми в ранней церкви, кто приняли Благую весть и теми, кто говорит о Христе, но без Евангелия. Последние в глубине душе не веруют в милости Божии. Они считают, что Бог их примет, если они показывают, что они достойны этого.
Такая позиция имеет множество недостатков. Они на виду в любой религии, где закон стоит на первом месте. Когда главное - заслужить Божье одобрение, важное - казаться праведным. Именно казаться. Несмотря на то, что все знают, что Богу видны все наши действия и Ему известны все наши мысли. Человек, который сосредоточен на законе, чувствует себя вынужденным скрывать свои недостатки. Внешнее впечатление от таких людей может быть очень приятным. И даже вполне возможно, что такие люди ведут себя высокоморально. Но христианская вера - не одна моральная система среди множества других. Она даже не религия в смысле что с ней обязательно выполнение каких-то ритуальных правил. Христианская вера это живое упование на Бога, что ради Христа Он помилует меня, грешного.
В этой связи именно последняя фраза 15-го стиха - самое сложное для восприятие: “я первый из них,” т.е., из грешников. Она вызывает в нас внутренний протест - я, все-таки, порядочный человек. Я намного лучше чем…
Пауза
Чем кто?
Пауза
Наша голова как будто-бы держит на готове список тех, кого я считаю ниже себя, менее достойным, чем я. Это “хороший” (в кавычках) отвлекающий маневр. Но указывая на чужие недостатки, мы не становимся лучше, чем мы есть на самом деле. Наоборот, мы только усугубляем наше положение, в очередной раз доказываем, что каждый из нас - “бедный, грешный человек”.
Если не поможет мне это перед Богом, если я постараюсь казаться лучшим; если не поможет мне сравнивать себя с другими людьми, тогда как я могу быть спасенным?
Автор 1-го послания к Тимофею показывает, что христианский подход к жизни не исходит от закона. Исходная позиция христианской веры - противоположность этому. Если начало нашей веры - Благая весть, тогда совсем нетрудно сказать, что я не самый хороший, а первый из грешников. Если наше отношение с Богом основывается не на страхе наказания, а на благодарности, тогда мы можем не игнорировать проблемы - такая духовность не игнорирует проблемы, а раскрывает их. Ведь мы не стремимся к поверхностной (и я бы сказал лицемерной) святости, а к глубокому преображению всей нашей личности в свете Божьей любви.
Об этом автор пишет дальше. Он был помилован Богом; Он получил великий дар. Но не просто так. Бог хочет, чтобы с помощью этого дара мы стали другими и чтобы мир стал лучше. Это не требование, не закон карающего Бога. Это наша естественная реакция на то, что мы получили. В этих стихах она называется диакония, или служение.
Дорогие сестры и братья! Стоит этой летней порой остановиться и подумать о своей христианской жизни. Можете ли Вы сформулировать, в чем заключается Ваше живое упование? Если нет, можете поискать в Писании и в общении с другими, как выразить то, что Вы чувствуете в душе. И в этом времени роста, также стоит провести небольшой анализ - как вера и диакония сочетаются в том, что я делаю? Опыт показывает - так в случае с Павлом - что чем больше мы осознаем Божью благодать, тем больше мы хотим служить. И чем больше мы служим, тем важнее для нас становится Божья благодать. Аминь.
Б. Бюркле, пропст
|