1 После Пасхи 2019
1 Пет 1.3-9
Чтение текста перевода Российского библейского общества (ниже) или Синодальный перевод.
3 Да будет благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, который по Своей великой милости возродил нас к новой жизни, воскресив из мертвых Иисуса Христа, и этим даровал нам живую надежду 4 на наследие, неподвластное гибели, пороку или времени. Оно хранится на небесах для вас, 5 оберегаемых благодаря вере Божьей силой, пока не придет спасение, готовое открыться в конце времен. 6 Так радуйтесь этому, даже если теперь и приходится, совсем ненадолго, погоревать от разных испытаний. 7 Ведь и золото испытывают огнем, хотя огонь может его и разрушить, а ваша вера драгоценнее золота, и истинность ее должна быть испытана и доказана, чтобы получить похвалу, славу и честь в День, когда явит себя Иисус Христос. 8 Вы любите Его, хотя и не видели, вы верите в Него, хотя и теперь не видите. И вы ликуете невыразимой, чудесной радостью, 9 потому что достигаете цели своей веры - своего спасения.
Христос воскрес!
Дорогие сестры и братья! Сегодня мы продолжаем праздновать Воскресение Христово. Сегодня мы можем это сделать громко. Если на прошлой неделе мы от лишней скромности или от уважения к другим христианам говорили тихо, сегодня уже нет причин сдерживаться. Мы можем громко возглашать - “Христос воскрес!” (Воистину воскрес!)
Мы радуемся в пасхальное время. Мы радуемся потому, что добрый Учитель любви не исчез после своей казни, а вернулся к людям, продолжая быть примером человечности. Но Библия свидетельствует о другой причине для радости; можно даже говорить о нашем корыстном интересе в Его победе над смертью. Ведь Он не для Самого себя воскрес. Вера наша заключается в том, что через Его жизнь, смерть и воскресение мы тоже имеем новую жизнь. О таком базовом опыте в жизни христианина говорит автор 1го послания Петра. Он хочет поддержать раннюю христианскую общину и углубить их понимание той благодати, которую Бог им отправил.
Наш отрывок, хотя не очень легко понимается при первом чтении, сообщает то, что христианам уже известно - Бог “возродил нас к новой жизни”, “даровал наследие” (.4,.5). Верующие, хотя “не видели”, т.е., не были свидетелями воскресения,“любят Его” и ликуют “невыразимой, чудесной радостью”; (.8) потому что у них есть вера в силу воскресения.
Для наглядности автор послания использует яркий, понятный и почти что осязаемый образ - образ наследства. Но, нет, нельзя сказать “осязаемый”, потому, что такое наследство нельзя трогать. Это наследство - вопреки поверхностному чтению текста - не какой-то небесный вклад, не какая-то вещь, и даже не жизнь на небесах после собственной смерти. Нет, наследство здесь понимается по-другому. Мы можем провести аналогию с наследственным титулом, который благородный человек получает при рождении. Он никак не заслужил свой статус, но этот статус при этом не становится менее реальным и значимым. Если ты - герцог или графиня, по ходу твоего взросления и созревания ты учишься все больше и большое соответствовать своему титулу. Ты можешь родиться королем с детства, но любому королю надо все же в какой-то момент научиться вести себя по-королевски.
Есть один фильм, который хорошо показывает это - “Король Ральф”. Может быть, вы его видели; он время от времени показывается по телевизору. Эта комедия никак не входит в золотой фонд кино - на самом деле, он достаточно низкого качества. Но сюжет достаточно интересен и подходит к нашей теме: в Англии по несчастливой случайности все королевское семейство погибает. Представители правящей элиты ищут, кто должен по закону о преемственности теперь унаследовать престол. Его, Ральфа, находят в США. Он - бард, который поет в барах. Он не готов ни по каким характеристикам - грубиян, малообразован, не царского вида и с американским акцентом. Несмотря на его стремление соответствовать ожиданиям, неудивительно, что он не очень справляется; начинаются интриги, чтобы его свергнуть. Он сам напрашивается на это, когда он влюбляется в простую женщину и хочет на ней жениться. В конце концов, он принимает важные политические решения для страны, избегает свержения, но сам уходит от должности - чтобы избавиться от ответственности и быть с любимой женщиной.
Мы все подобные Ральфу в том смысле, что мы тоже получили титул, казалось бы, случайно, не по заслугам. Мы тоже по многим характеристикам не соответствуем идеалам “должности” нашего титула. В церковных кругах титул, который мы получаем - не принцесса, не барон, не король - а “чадо Божье”. Мы получаем его при крещении. А в отличии от Ральфа, мы не уходим от нашей ответственности, а наоборот, в определенный момент в нас растет осознание, что мы действительно являемся детьми Божьими, что этот титул - наш, и тогда мы созрели для конфирмации.
Зная, кто мы такие, мы радуемся. Мы понимаем, что это могло быть по-другому. Мы могли бы и никогда не знать о том, что Бог нас любит. Мы могли бы и никогда не узнать о надежде, которую мы имеем через Христа. И в этом свете благодарность Богу становится центральной темой нашей жизни.
Как хотелось бы порой, что такая радость была бы без ноты печали, без сложности. Но не стоит здесь строить иллюзии. Уже самые первые читатели этого послания знали, что наша христианская идентичность, наш “титул” скорее дает дополнительные сложности, чем облегчает нашу жизнь. Как здесь написано: “приходится... погоревать от разных испытаний.”
Но главное в жизни не количество сложностей, а отношение к ним. И христианская радость - радость не только “потому, что…,” но и “вопреки…” Исходя из такой позиции, можно стараться извлечь из сложностей пользу. Как огонь очищает золото, не нарушая его структуры, так и в жизни могут иметь место быть подобные очистительный и даже укрепительный эффект для нашей веры.
Мало, кто из нас имеет опыт с золотом. Но может быть ближе к нам образ пожара в сосновом бору. Сосны, как известно, сбрасывают иголочки и шишки. Эти иголочки постепенно накапливаются, закрывая под собой землю от солнечных лучей. Десятилетиями слой становится все толще и толще; перестает расти другая растительность. А шишки лежат там мертвым грузом, в закрытых панцирях сохраняя спящие семена. Только одно спасает от загнивания густого соснового леса - пожар. Он - страшен. Мы его не контролируем. Много старых деревьев растворяются в пламени. Но только такой огонь может дать лесу новую жизнь. Раскрываются шишки, и выпадают семена в очищенную от иголок землю, и новая жизнь зарождается. И, дорогие братья и сестры, когда мы чувствуем себя “в огне”, мы можем знать, что такой процесс - в тексте называется “испытания” - могут нести новую жизнь.
Да, новая жизнь. Это - наша тема сегодня. На Пасхе. Когда мы слышим, да и сами участвуем в радостном возгласе. Вопреки всему. Уже нет причин сдерживаться. Христос воскрес! Воистину воскрес! Аминь.
Б.Бюркле, пропст
|