Чистый четверг 2019
Евангелие: Ин. 13.1-15,.34-.35. Проповедь: 1 Кор 11.23-26.
Праздник, который мы отмечаем сегодня, многогранен и богат символизмом. События происходят за день до распятия Иисуса. В это святое время для евреев (Песах), Иисус встречается со своими друзьями. Те слышат Его последнюю проповедь, принимают хлеб и вино, переживают о тревожных словах Учителя о предстоящем предательстве и смерти. Позже в тот же вечер, Иисус будет молиться в Гефсиманском саду и Его возьмут под стражу.
А текст из Евангелия рассказывает о другой части Тайной вечери; в центре внимании там - омывание Иисусом ног учеников, как яркий пример того, как они должны жить: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.” (Ин. 13.34-35)
Не совсем очевидно, как все эти элементы сочетаются друг с другом и что они имеют общее с официальным церковным названием сегодняшнего праздника - “день установления Святого Причастия.” А текст на проповеди уже говорит непосредственно о Таинстве алтаря:
Чтение текста на проповеди
Мы каждый раз цитируем именно это место из Писания, когда совершаем Причастную литургию. Эти слова даже называются “слова установления,” и без них в лютеранской общины нет Причастия.
Они крайне важны, потому что они смотрят назад, на то, что Иисус сделал в тот вечер, но и указывают на нашу жизнь здесь и сейчас. Они напоминают нам о последствиях событий Страстной недели, и как важно стремиться жить по образу Христову две тысяча лет спустя.
Мы это понимаем на более глубоком уровне, если мы смотрим на слова Павла в контексте Послания к Коринфянам. С той общиной Павлу пришлось пережить очень много разных сложностей; несмотря на их обильные дары, они ссорились с Павлом и между собой. Это отражалось на то, как они праздновали богослужения. Павел пишет: “не могу похвалить вас за ваши собрания: от них больше вреда, чем пользы. Вы собираетесь перед лицом Божьим, но у вас бывают раздоры.” (1Кор.11.17,18) И дальше уточняет: “хотя вы и собираетесь вместе, это нельзя назвать трапезой Господа.”
Во времена самой ранней церкви вспоминали о Тайной вечери Иисуса с учениками не облатками и символическим количеством вина, принятыми вокруг алтаря. Да алтаря как такового просто не было; ведь собрания происходили в жилых домах, особенно у тех состоятельных верующих, которые имели помещение достаточно большое, чтобы община могла собраться в одной комнате.
На этих встречах христиане молились вместе, пели гимны, слушали чтения из Писании, свидетельствовали, проповедовали. Затем, услышав историю о последней трапезе Господа, все собравшиеся принимали пищу, принесенную с собой; в первую очередь - хлеб и вино.
Мы знаем по опыту, как совместное застолье может объединить людей, но у коринфян эффект был обратным. Павел пишет: “Каждый из вас налегает на собственную трапезу. И вот один уходит голодный, а другой сыт и пьян. У вас что, нет собственного дома, где можно было бы поесть и выпить? Или вы презираете Церковь Бога? Или хотите унизить неимущих? Что вам на это сказать? Похвалить? Нет, за это не похвалю! “(1Кор 11.20-.22) Он говорит словно как с подростками: “когда вы собираетесь вместе на Трапезу, дожидайтесь друг друга. Если кто голоден, пусть поест дома. Не надо, чтобы ваши встречи” становились поводом для вашего собственного позора. (1Кор.11:33,34)
Здесь христианская община в Коринфе повторяет порядки мира сего, когда люди “первого класса” получали все вдоволь, в то время, как бедные и нуждающиеся оставались не с чем. Для Павла такое поведение не только является нарушением обычного этикета, это не только отсутствие базового человеческого уважения, это - скандал. Те, кто так поступает, не принимают Господню вечерю, они сами по себе трапезничают. Они ничего не знают о теле Христове - ни в хлебе Причастия, ни в христианской церкви. Своим поведением они не только унижают нищих, они также перестают чтить память Иисуса и таким образом они не причастны ни к Спасителю, ни к тем, кто признает Христа Спасителем. Вот почему Павел говорит, что они принимают недостойно (1 Кор 11.27)
В нашей церкви, конечно, мы празднуем Причастие совсем по-другому. Точнее, наш порядок празднования Причастия выглядит иначе. Но по сути мы призваны делать то же самое - вспоминать об Иисусе и Его смерти, признать Его присутствие в трапезе, быть причастными к ней и друг к другу. Наподобие коринфянам мы порой тоже забываем главный смысл нашего участия в Вечери Господней. В те моменты, когда мы отказываемся видеть друг в друге образ Христа, мы становимся непричастными к Телу Христову, к церкви. И таким образом, мы лишаем себя того, что Причастие дает - прощение грехов. Для всех полагающихся на Христа. Ведь Он собрал нас всех, несовершенных вместе. Как говорится о Причастии в одном из самых древних текстов древней церкви (“Дидахе” или “Учение 12 апостолов”): “Как преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и церковь Твоя от концов земли да соберется в Царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки.”
Ученики не были идеальными - они не всегда были едины между собой или с Иисусом; коринфяне тем более. Мы с вами тоже не соответствуем всем стандартам святости. Но Иисус пошел на крест за каждого из нас. От поколения к поколению передается эта Благая весть, пока Он не вернется для установления новой трапезы, когда все наши обиды и вся наша боль уже не будут мешать нам видеть друг в друге возлюбленных детей Божьих.
А до тех пор, каждый раз, когда мы принимаем Святое Причастие, мы будем вспоминать, какой дар мы в нем получаем. Как сказал Мартин Лютер: “Мы, христиане, должны дорожить этим Таинством, как сокровищем величайшей ценности, должны горячо любить его и пользоваться им радостно и часто, извлекать из него обильную радость и утешение и тем самым исполняя волю нашего Господа и Спасителя, покидающего этот мир.” И Сам Господь снова и снова призывает нас к Своей Трапезе: придите ибо всё готово!
И, празднуя Причастие, мы будем вспоминать, как Иисус относился к людям - как Он мог показать Божью любовь и своим друзьям и тем, кто не принял Его. Мы будем вспоминать щедрость Его милости, Его заботу о нуждающихся, как Он прощал, и как Он был готов жертвовать собой ради нас. И если по-настоящему держим Его образ в голове, мы будем стремиться жить как Он, осуществляя Божью любовь в словах и действиях. Новую заповедь дал вам: “да любите друг друга”. Аминь.
Б.Бюркле, пропст
|