1-ое воскресенье Страстного времени. 10.03.19
Евр 4.14-16
Может быть кому-нибудь из вас удалось побывать в тронном зале в каком-нибудь дворце, например, в резиденции российских императоров в Петергофе. Там, как всегда в подобных помещениях, посетитель чувствует себя маленьким, незначительным. Так и задумано — перед царем «простой смертный» должен чувствовать себя беспомощным, зависимым от доброй воли правителя, сидящего на видном месте на престоле. Этот самый престол чаще всего ничего особенно из себя не представляет; он - просто красиво украшенное кресло. Но его значимость заключается в том, что престол является символом авторитета; он подчеркивает, что вся власть хранится в руках единого правителя. Там, где есть престол, только один человек имеет право чувствовать себя как дома; всем остальным необходимо стоять. Или опускаться на колени. Или еще лучше — лечь на пол и глаза не поднимать.
Образ престола встречается достаточно часто в библейских текстах. Иногда речь идет о земном царе, но чаще — о Боге Вседержителе. Престол указывает на величие Господа (Ис 6.1) Творца (Ис 66.1), Его вечность (Плач. 5.19) и что Он имеет всю власть над другими силами во Вселенной (Откр. 4.10). Одна из главных «функцией» Сидящего на престоле — судить (Пс. 9.4).
Особенно об этом последнем думал автор Послания к Евреям, когда он использовал образ престола. Мы в этом убедимся, если прочтем стих, который предшествует нашему чтению на проповедь сегодня. Он звучит: «Ничто во всем творении не может быть скрыто от Бога, все предстает нагим и без прикрас перед глазами Того, кому мы должны дать отчет”. (Евр 4.13)
Представьте себя в тронном зале. (Здесь проповедник может показать фотографию зала). Только ты с Ним. Самодержец на престоле. Об этом Царе говорят, что Его слово «живо и действенно» и «острей любого обоюдоострого меча». Его слово «проникает вплоть до места, где встречаются душа и дух, до связок и мозга костей;» оно «судит желания и помыслы сердец.» (Евр. 4.12) Ты перед ним. И от тебя требуется отчет. Ты понимаешь, что ты провинился перед Царем, ведь Он дал тебе задания, которые ты с треском провалил. За это ты заслужил самое строгое наказание. Он все знает. Все видит. А ты абсолютно незащищенный, словом голой, перед Ним. Нигде спрятаться. Есть основание предполагать, что тебе — конец.
Таков «священный страх», который мы испытываем, когда до нас доходит, насколько Бог Велик и насколько я от Него и от Его идеалов далек. Но для христианина, страх не имеет последнее слово. Для нас с вами есть надежда, несмотря на свою уязвимость перед Всевышним.
Основание для такой надежды — милость Божья, которую Бог оказывает нам в жизни и смерти Иисуса Христа. Бог, Кто сидит на престоле есть Тот, Кто умирает для искупления наших грехов. В послании Иисус называется «великий Первосвященник». Для древних читателей, такой титул был понятным — речь идет о том служителе, который раз в году заходил в самое священное помещение иерусалимского храма для того, чтобы принести Богу жертву за свои грехи и грехи народа, совершенные по неведению. (Лев 16, Евр 9.7). По аналогии Иисус продолжает дело первосвященников, когда он был казнен на кресте, совершая самое сокровенное жертвоприношение ради нас. Бог Сам на Себя берет наказание за грех, и на этом заканчивается «судебный процесс» против нас. Слово Божье «проникает до разделения души и духа, составов и мозгов», но это не послужит нашему уничтожению.
Есть один образ Троицы в искусстве, который отражает и подчеркивает важность этого момента. Он существует в разных вариантах, но общее остается Бога Отца на престоле, а над Ним — символ Духа Святого, и перед престолом — распятый Спаситель. Название этих образов - «Престол милости». (Здесь проповедник может показать изображение).
Но для автора Послания к Евреям, важно не только факт, что во Христе Бог отдал свою жизнь ради победы над грехом. Текст также говорит о том, что Иисус дает нам видеть, что и как Бог понимает нас. Богочеловек прожил нашу человеческую жизнь, и поэтому понимает ее - со всеми ее ограничениями, со всеми ее испытаниями и искушениями — изнутри. Первосвященник не только совершает обряд, который дает прощение, но и сочувствует нам.
Если мы перед престолом переживали или испытывали стыд за «обнаженность» души перед Богом, теперь мы слышим, что Единородный Сын понимает нашу слабость. Это не какое-то абстрактное понимание, а понимание основано на опыте. Он был испытан подобно тому, как мы. Это делает Его нашим настоящим добрым пастырем — Его самопожертвующая любовь к нам вместе с Его искренной заботой о нас. Иисус сочувствует нам в нашей ситуации, но Он сам не застрял в ней. Он понимает, почему я принимаю то или иное (часто неверное) решение, даже если Он Сам не совершал подобных ошибок.
Мы нуждаемся именно в таком первосвященнике. У нас нет ответа, нет оправдания, когда Слово Божье осуждает нас. Но мы можем полагаться на Него для того, чтобы получить прощение.
Такова логика нашего отрывка, который заканчивается таким образом: «Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости, чтобы обрести доброту и милость именно тогда, когда мы нуждаемся в помощи.” Получается, что вера, которую мы выражаем в нашем исповедании, изменяет наше положение перед Богом. Без Христа единственное уместное чувство было бы страх. Но когда Он вместе с нами в тронном зале, мы можем подходит к престолу «с дерзновением».
Дерзновение - такое необычное слово относительно нашего отношения с Всемогущим Богом! Здесь греческое слово указывает на следующее значение - “готовность смело говорить.” Свободно общаться с Тем, Кто на престоле —это великий дар. Мы можем не скрывать наши проблемы, делить с ним наши самые сокровенные тайны, просит у Него о помощи. “С дерзновением”.
Итак, дорогие сестры и братья «будем твердо держаться исповедания нашего.» (4.14б) Таким образом, несмотря на свое собственное несовершенство, мы можем «получить милость и обрести благодать». Именно такое слово нам так важно в начале нашего пути к кресту.
И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Иисусе Христе. Аминь.
|