Адвент 4; 23.12.2018 г.
Ин. 1.19-28
19 И вот свидетельство Иоанна. Когда еврейские власти послали из Иерусалима священников и левитов спросить у него, кто он такой, 20 Иоанн не уклонился от ответа и прямо заявил: - Я не Помазанник. 21 - Кто же ты тогда? - спросили они. - Ты Илья? - Нет. - Ты пророк? - Нет. 22 - Кто же ты? - продолжали они спрашивать. - Мы должны дать ответ тем, кто нас послал. Кем ты сам себя называешь? 23 - Я, как сказал пророк Исайя, "голос глашатая в пустыне: "Проложите прямой путь Господу!"" 24 Тогда посланцы фарисеев 25 спросили его: - Раз ты не Помазанник, не Илья и не пророк, почему ты омываешь людей? 26 - Я омываю водой, - ответил Иоанн. - Но есть среди вас человек, вы Его не знаете. 27 Он должен прийти после меня, но я недостоин даже развязать у Него ремень сандалии. 28 Все это происходило в Вифании, за Иорданом, где обычно омывал Иоанн. (Перевод Российского библейского общества)
Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
«Кто ты?» Всего лишь два слова, но дать ответ на них порой бывает трудно. Можно отвечать: «Я - Лена», «Я -Антон". Но такой ответ не всегда достаточно — ведь в одной маленькой общине могут быть 2 Лены и 2 Антона! Можно отвечать, ссылаясь на национальность: (Я — немка) или гражданство: "я — россиянин", или на профессию", "я - педагог". Бывает, что приходиться начинать с обратного и отвечать отрицанием" «Я- не местный» - говорим мы, когда оказываемся в незнакомом городе и у нас спрашиваю маршрут.
В нашем чтении сегодня мы слышали этот вопрос : -«кто ты?». Он был задан Иоанну Предтече. Несколько необычно, что сегодня, когда остается всего лишь два дня до Рождества, наше чтение направляет нас на размышление не об Иисусе, а о Его двоюродном брате. Но, как мы убедимся, через рассказ об Иоанне, мы можем глубже познать Иисуса и наше отношение к Нему.
Итак, “кто ты, Иоанн?" Он отвечает отрицанием: -«я не Христос.» Тем самым, он подчеркивает, кем он не является — я не Помазанник, я не Спаситель. Евангелист говорит, что Иоанн «объявил, и не отрекся, и объявил»; заметили ли Вы это повторение? Оно указывает на то, насколько важно было для Иоанна донести до людей, что он не Мессия. Иоанн понимает, что если его слушатели запутаются, тогда он напрасно проповедовал. Ведь его цель заключается в том, чтобы люди узнали Христа.
И даже тогда, когда Иоанн успешно отбился от подозрения, что он - Мессия, люди продолжают задавать ему вопрос: - «кто ты?». Они хотят знать - «ты Илия?» Он опять отвечает «нет».
И этот ответ, надо сказать, несколько неожиданный. Дело в том, что в книге пророка Малахии написано: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня... И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.» Другими словами, перед приходом Мессии придет пророк, который будет призывать к покаянию. Именно этим и занимался Иоанн. Более того мы знаем, что сам Иисус связывал Иоанна с Ильёй. В 11-ой гл. Евангелии от Матфея написано: «ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф 11.13-15).
Но сам Иоанн не выносил, чтобы обращали внимание на его личность. Вот так он был сосредоточен на Спасителе! Поэтому неудивительно, что он не только отрицает, что он Илия, он говорит, «я и вообще не порок», несмотря на то, что по всем обычным определениям, он подходит под эту «должность».
В четвертом Евангелии очень мало раскрыто о личности Иоанна Предтечи; здесь даже не называют его «Крестителем», как в других Евангелиях. Он просто «свидетель», тот, кто говорит: «проложите прямой путь Господу!» Он не считает себя пророком, но вся его жизнь - есть пророчество. Он «глас, вопиющего в пустыне», т.е., он просто звук. Как любой звук, он есть в моменте звучания, а потом исчезает; больше его нет. [Можно попросить у музыканта поиграть одну лишь ноту, как пример.] Он существует всего лишь на мгновение.
Иоанн даже не думает о себе, как о человеке, а лишь как о голосе, который предшествует Спасителю. Он объявил, что он ниже, чем раб, ведь именно раб должен был развязать у хозяина ремень сандалии. Иоанн думает лишь о своей миссии, о содержании своей проповеди.
Подумайте немного о положении Иоанна в этот момент. К нему приходили люди из Иерусалима, в том числе приходили руководители народа. Иоанн мог бы возгордиться, мог бы почувствовать себя успешным раз задают именно ему такие вопросы. Для сравнения представьте, чтобы к нам сегодня приходил наш епископ...или даже люди из Патриархии или Ватикана... и начали бы спрашивать наше авторитетное мнение о том или ином вопросе. Так и здесь - люди были готовы признать в Иоанне, если не Мессию, тогда хотя бы пророка. В этом случае он имел бы огромный авторитет и сильное влияние.
Но Иоанн остался твердым и непоколебимым в своих принципах. Его роль — не говорить о себе, а о грядущем Мессии. Иоанну от людей ничего не надо было — не чести, не признания, не титула, не благодарности. Он отказывается от всего этого, даже если, по справедливости, он заслуживал больше; он все делает лишь для того, чтобы люди поняли, что началась новая эпоха.
В отличии от других пророков, которые предсказывали приход Спасителя, Иоанн не говорит о далеком будущем; он говорит о настоящем: — «Мессия стоить среди вас».
Руководители народа не могли смириться с этим. После того, как Иоанн говорил, что Мессия уже здесь, руководители народа перешли от искреннего исследования вопроса к нападению на вестника. Они говорили:- «раз ты не Мессия, не Илия, и даже не пророк, какое ты имеешь право здесь проповедовать?» «Раз ты простой человек, ты должен подчиниться нам, руководителям». Они уже намекают на то, что Иоанну лучше вообще замолчать. Вот в один миг они перешли от уважения к пренебрежению, лишь из-за того, что Иоанн не настаивал на своем авторитете.
Это очень неприятное положение. Может быть и вы это ощущали в своей жизни, когда вам говорят:- «кто ты такой»? (уже с недоброжелательной интонацией). Но Иоанн дает пример, как остаться верным своему призванию. Он не стал себя защищать. Но и он не стал молчать. Он продолжал призывать людей к покаянию и к принятию Благой вести.
Здесь очень важно понять, что те, кто на Иоанна нападал — это не какие-то злодеи. Нет. Это люди очень озабоченные духовным состоянием народа. Мы читаем здесь, что они принадлежали партии фарисеев. Как вы помните, фарисеи считались самыми благочестивыми людьми. Несмотря на то, что «сегодня слово «фарисей» стало именем нарицательным, обидным и даже оскорбительным, в те времена это были люди, находившиеся на самом высоком уровне... Фарисей постился два раза в неделю, жертвовал десятую часть своих доходов, много молился и исполнял то, чего другие часто не делали. Это были люди, которые... горячо и искренне молились, чтобы Бог послал к ним Мессию. Но когда, наконец, их молитва была услышана, и Мессия был послан к ним, они» не приняли Его, «потому что Он пришел не так, как они... представляли себе. Дело в том, что в продолжение четырех веков, когда они молились о Мессии, у них сформировались свои собственные учения и представления о Его приходе на землю. Они создали себе картину этого и полагали, что когда придет Мессия, Он явится как царь и воссядет на Своем троне... Они даже использовали места Писаний, которые, казалось бы, подтверждали их представления. Потому-то образ Его пришествия был для них неприемлем. "Разве может что-нибудь доброе прийти из Назарета!" - говорили они.... Писание говорит, что когда придет Мессия, мы не будем знать этого, потому что вдруг, внезапно окажется среди нас! Как смеет Он утверждать, что пришел с небес! -продолжались их возмущения. - Не Иисус ли это — сын Иосифов, мать и отца Которого мы знаем!....»
Сегодня мы ясно видим их заблуждения, и это для нас очень важный урок. «Очень опасно знать только пол-истины, пол-вещи.» «Эти самые набожные, самые духовные люди того времени стали противниками Христа, потому что Его явление шло вразрез с их мыслями и представлениями». (Л. Плетт. «Пробуждение начинается с меня». 145-146.)
Очень важно для нас, дорогие братья и сестры, подумать о том, не повторяем ли мы ошибки фарисеев? Мы, как они, благочестивы, не какие-то очевидные грешники. Именно для нас есть опасность остаться «закрытыми» в нашем благочестии и не видеть, когда и как Иисус явится среди нас по-другому, по-новому.
Если мы признаем, что он реально присутствует в нашей жизни, тогда что может быть важнее? Тогда все вопросы о нашей идентичности будут связаны с Христом. Здесь мы можем повторить путь Иоанна Крестителя и не быть заложниками традиции (как фарисеи), а вместе этого мы можем тоже стать голосами, звучащими в пустыне этого мира: - «встречайте Царя!» Да, наши голоса прозвучат и затем исчезнут. Так с любым звуком, с любой жизнью. Но пока у нас есть голоса, пока мы еще умеем говорить, давайте возьмем пример у Иоанна, давайте будем говорить не о себе, но о Спасителе, который уже здесь, который среди нас. Аминь.
Б. Бюркле, пропст
|