Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане
Лютеранские приходы Дальнего Востока
Владивосток - Уссурийск - Арсеньев - Хабаровск
Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск - Чита - Магадан
ALL REGIONS
  Новости
  Скорбная весть
  "Будет как 80 лет назад". Жителей Европы предупредили о масштабной угрозе
  Буддийскую академию хотят создать в Москве в ближайшие годы
  Ватикан заявил, что транссексуалы и гомосексуалы могут креститься и быть крестными родителями
  Православие играло важную роль в учении Лютера, рассказали богословы
  Отрицание исламизма и отказ от христианских корней: две стороны одного кризиса
  "Война молчания": о Пие XII, евреях и "поражении христианства"
  Новости - Арсеньев
  Нам 20 лет!!!
  Ирина Щербакова: "Как быстро возвращается страх"
  Проповеди
  Проповедь: «Воскресенье Oculi»
  Проповедь: «Воскресенье Reminiscere»
  Проповедь «Воскресенье invocavit».
  Проповедь: «Последнее воскресение Богоявления. Преображение»
  Проповедь: «Третье воскресенье после Богоявления».
  Проповедь: «Богоявление»
  Проповедь: «Рождественский Сочельник»
  Проповедь: «Второе воскресенье Адвента»
  Проповедь: «Первое воскресенье Адвента»
  Проповедь: «Воскресенье вечности»
  Музыка и пение
  Оглавление сборника песнопений Евангелическо-лютеранской общины св. ап. Павла г. Владивостока
  Хоралы 49-60
  Хоралы 37-48
  Хоралы 25-36
  Хоралы 13-24
  Хоралы 1-12
  Адреса общин
  Пропство Дальнего Востока
  Адреса общин
  Наши реквизиты
  Наши реквизиты
  Евангелическо-лютеранская церковь
  Избранные тезисы М. Лютера
  КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС
  Апостольский символ веры
  Мартин Лютер - реформатор
  Какой должна быть истинная Евангельская церковь
  Что такое Лютеранство?
  Это нужно знать каждому
  Остерегайтесь заблуждений
  Древние и современные ереси
  Основные отличия : Католицизм - Православие - Лютеранство
  БИБЛИОТЕКА
  Проповедь: «Пятидесятница 2023»
  От Далилы до царицы Савской: что опасные библейские женщины рассказывают нам о мужских страхах
  О сущности ординированного служения в ЕЛЦ:
  «АЛТАРЬ РЕФОРМАЦИИ», Лукас Кранах.
  Проблема бессмертия души в Библии и Христианской традиции.
  Тема смерти и скорби в душепопечительстве.
  Религия сегодня. Вопросы, которые Вы боялись задать. ( интервью )
  Взгляды Мартина Лютера и в целом Реформации на богослужение:
  Отличие веры от теологии.
  Христианство и суеверия

Проповедь: «Первое воскресенье после Богоявления»



Рим 12: 1 — 8.

Матф 3: 13 — 17.



«Освящай не воду, а жизнь...».




«Благодать вам и мир, от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».


Ну что, дорогие, возлюбленные Богом братья и сестры, еще не устали от праздников?! Как ваше настроение? Западное Рождество, Новый Год, Православное Рождество, Новогодние каникулы, позволяющие как следует «отдохнуть» от повседневных забот и отвлечься от рабочей суеты жизни...

И, хотя еще каникулы не закончились, по всему нашему виду можно сказать, что все мы устали... Устали от праздников, устали их отмечать, устали от традиционных тазиков с «оливье», шампанского и гостей...

Да и, разве была в этом году настоящая Рождественская и Новогодняя радость? Страна в проблемах и заботах, мы в проблемах и заботах, деньги потрачены, салаты с холодцом, надеюсь доедены, и совсем скоро мы вновь погрузимся в рутину повседневной жизни, и если кто и рад окончанию праздников, то, думаю наша перегруженная праздничным меню печень... И если чего действительно и ожидал от длинных выходных, так это обретения душевного покоя...

Но, согласитесь, от реальной жизни никуда не спрячешься, а потому, пора всем просыпаться, как духовно, так и просто, в прямом смысле... Столько помятых, уставших и сонных лиц сегодня...

И пора бы омыть эту послепраздничную физиономию холодной, чистой водой!

Что, по сути, для нас вода? Одно из необходимых удобств жизни, доступное, автоматизированное, очищенное от примесей и, в очередной раз подорожавшее с этого года, как и все остальные удобства.... Деньги то хоть остались после праздников?! Надеюсь, что в праздничном фейерверке событий, у вас хватило разума не потратить все на развлечения...

Да, жизнь в наше время стала и комфортной и удобной... Открыли кран, и вот вода побежала, журча и рассыпая кристальные брызги... Холодненькая, бодрящая, важная во всех отношениях...

И ведь вода не просто жизненная необходимость, она важна и в религиозной жизни!

И для того, чтобы понять, почему тысячелетиями именно вода была одним из главных религиозных символов, нужно восстановить в себе, некое, утраченное нами почти без остатка ощущение «Божественного космоса»... С древних времен для человека, вода была не чем иным, как символом самой жизни и самого мироздания...

Например спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Милетцы осуществили философский прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?». Ответы звучали разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название «Милетской». Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и Анаксимандр.
Задумываясь об устройстве мироздания, Милетские философы говорили следующее:

«...нас окружают совершенно различные вещи (сущности), причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное – не растение, океан – не планета, воздух – не огонь и так далее до бесконечности. Но ведь несмотря на это разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего сущего.

Мир является все же единым и цельным, значит, у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех разных сущностей. Несмотря на разницу между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех различных предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство.

Подобно тому, как в алфавите всего три десятка букв, которые порождают путем всяческих комбинаций миллионы слов. В музыке всего семь нот, но различные их сочетания создают необъятный мир звуковой гармонии.

Наконец, нам известно, что существует сравнительно небольшой набор элементарных частиц, а различные их комбинации приводят к бесконечному разнообразию вещей и предметов. Это примеры из современной жизни и их можно было бы продолжать; то, что разное имеет одну и ту же основу – очевидно.

Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу или единство, к которому сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ - первоначало.

Милетские философы первыми высказали очень важную философскую идею: то, что мы видим вокруг себя, и то, что действительно существует, – не одно и то же. Эта идея является одной из вечных философских проблем – каков мир сам по себе: такой, каким мы его видим, или же совершенно другой, но мы этого не видим и потому не знаем об этом?

Фалес, например, говорит, что видим мы вокруг себя различные предметы: деревья, цветы, горы, реки и многое другое. На самом же деле все эти предметы являются разными состояниями одного мирового вещества – воды. Дерево – это одно состояние воды, гора – другое, птица – третье и так далее. Видим мы это единое мировое вещество? Нет, не видим; мы видим только его состояние, или его порождения или формы. Откуда же мы тогда знаем, что оно есть? Благодаря разуму, ибо то, что нельзя воспринять глазом, можно постичь мыслью...».

И, действительно: вода есть обязательное условие жизни. Можно долго не есть, но без воды человек умирает быстро, и, следовательно, он есть существо жаждущее... Без воды невозможна чистота, и, следовательно, она есть символ чистоты и очищения! Жизнь, чистота, но также и красота, и сила, и мощь водной стихии, отражающей в себе бездонную синеву неба...

Вот собственно то ощущение или переживание воды, что поставило ее в центр религиозных представлений человека...

Воду в Ветхозаветном храме тоже часто использовали, особенно в обрядовых омовениях...

Чашу со святой водой, можно часто встретить и в Христианских храмах... Вода не просто некое «вещество», вслушайтесь в атмосферу храма, самого космоса, и вы почувствуете, нечто, говорящее и теперь, как тысячи лет назад, о нашей жизни, о нашей жажде, о нашей вечной и неизбывной тоске по очищению, возрождению и обновлению...

Вода — как первый день творения, про который сказано в Библии:

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водой...» (Быт 1).

Вода, как необходимый символ чистоты... Например для Христианина Латинской традиции, практически обязательным условием, является, при входе в храм, опустить правую руку в специальную чашу с водой и осенить себя крестным знамением. И это не просто чаша, над ней, всегда возвышается Крест Господень!

И это уже не просто «символ очищения», но явное провозглашение — я крещен в водах крещения в Крест Иисуса Христа! Во Христе я имею мир с Богом и полноту бытия! Я спокойно могу подойти к Святому Алтарю и принять участие в Святых Таинствах Церкви...

Наше Крещение, как вход в новую реальность, а радость переживания Крещения — в космическом переживании мира, в вере, что все и всегда можно вымыть, очистить, обновить, возродить... Что как бы ни была загрязнена и замутнена наша жизнь, в какое бы болото мы ее ни превращали, возможен этот очищающий поток живой воды...

Потому, что не умерла и не может умереть в человеке жажда неба, добра, совершенства, красоты... В конце концов жажда истины, которая была присуща даже древним, языческим народам... Жажда, которая одна, по-настоящему и делает нас людьми!

Кто сказал, что христианство уныло, загробно, печально, что оно уводит человека от жизни и принижает его достоинство и свободу? Посмотрите, каким неземным светом и радостью сияют лица и глаза людей на богослужении! Особенно торжественно и немного забавно выглядит, когда служитель окропляет водой лица верующих... Мало кто задумывается в этот момент над смыслом происходящего...

Улыбки, смех, многие осеняют себя крестным знамением...

Сам наш Господь Иисус, в образе человека, вошел когда-то в воды Иордана, соединив себя не только с человечеством во плоти, но и со всей материей, всю ее сделал светлой и преобразил, все творение направил к жизни и к радости! Когда Слово Божие касается материи, соединяется с ней, все становится святым и освященным! Как первые воды творения, как грешное, человеческое естество в водах Крещения, как сама жизнь преображается, когда в нее входит Христос!

Именно такое преображение и покаяние проповедовал Иоанн, и оно сделало возможным увидеть, и с любовью принять в лице Иисуса, идущего к Иордану, самого Бога, от века возлюбившего человека и весь мир сделавшего для него образом своей любви, вечности и радости!

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф.3).

Таким образом, Иоанн не только призывал к раскаянию, но еще и утверждал, что его проповедь есть как бы приготовление к пришествию кого-то другого, сильнейшего, Того, кто будет крестить не просто водою, а Духом Святым!

Иоанн принадлежал к числу тех духовных людей, чье назначение — открыть людям в определенный момент всю неправду, ложь и зло мира, которыми общество пропитано и отравлено... Вызвать, говоря современным языком, духовный и нравственный кризис, заставить людей увидеть свое зло и ужаснуться ему, и захотеть освобождения от него.

Именно освобождение, коренное изменение жизни и означает крещение, погружение в воду, которая есть одновременно и символ, и космическая реальность мира, и смерть греха, и источник вечной жизни... Конечно не сама вода по себе, но вода соединенная со Словом Божиим, как и жизнь соединенная со Христом...

Духовное преображение конечно невозможно без желания самого человека измениться, без некоей, таинственной духовной жажды, которая приходит в сердце, как говорится не от мира сего... А скорее от усталости и разочарованности миром...

Об этом, в тексте прямо говорит другой евангелист - Лука:

«Народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне — не Христос ли он...».

Именно ожидание Христа, жажда Спасителя, приводила многих на Иордан... И Голос Самого Бога: «...сей есть Сын Мой возлюбленный...», указывает нам на Иисуса, как единственного Спасителя и Искупителя мира!

У многих возникает вопрос: почему или зачем необходимо было крещение Самому Иисусу?! Почему же буквально потребовал от Иоанна крещения Иисус Сын Божий, пришедший в мир исцелить грех своей безгрешностью?! Как говорит Иоанн:

«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».

Принимая крещение Иоанново, Иисус Сам говорит, что исполняет таким образом - «всякую правду». Иначе говоря, свидетельствует о истине! Христос на Иордане отождествляет себя со всеми людьми, всеми, без единого исключения, грешниками, нуждающимися в прощении и спасении...

Уставшими от зла этого мира и зла в самих себе...

Отождествляет себя со всеми и с каждым отдельно!

Своим крещением Он свидетельствует, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать тебя, не для того, чтобы извне, с высоты своего Святого совершенства и Божества, читать нам очередные, пусть и справедливые морали...

Нет! В Своем Божественном совершенстве и Святости, Он соединяется с нами, чтобы, став одним из нас, сделать нас участниками Своей совершенной и безгрешной жизни! Участниками Его совершенной жертвы за грех мира!

«Вот Агнец Божий, берущий на себя грехи мира»: говорит про Него Иоанн Креститель...

В наш мир Христос вошел как младенец, и в Своем рождении Он принимает на Себя нашу человеческую природу. Сын Божий становится - «Сыном Человеческим», а значит, Он понимает, принимает и испытывает на себе все тяготы этой, далеко не святой жизни... Он не защищен от зла этого мира, но он побеждает зло добром, а грех, своей жертвой!

И вот в Крещении Он - безгрешный, с нами грешными. Он, Спаситель с погибающими, и никакой грех не может преодолеть любви Бога к человеку... Он соединяется с грешным человечеством навеки и даже в самой смерти!

Все это свидетельствует о том, что Христос хочет спасти нас любовью и только любовью, а любовь — это всегда и прежде всего соединение с тем, кого любишь... Это жертва ради другого...

И пусть мир оторвался от Бога, забыл Его, перестал видеть Его и погрузился в грех, темноту и смерть... Но Бог не забыл мира и возвращает его нам, сияющим и преображенным, как капли воды, сияющие словно алмазы на солнце! И эти капли воды, словно проповедь Самого Христа, призывают каждого:

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой..» (Ин.7).

Пришествие Бога к своему творению, празднуем мы в этот радостный и светлый день Богоявления! Кто приходит к Христианскому храму лишь набрать святой воды, так ничего и не понял...

И не надо говорить, что вы, например как «истинные» Протестанты, не ходите за святой водой... Ходите... Даже Мусульмане, Буддисты и атеисты стоят в очереди за вожделенной «полторашкой» у храма...

Итак, всякий жаждущий спасения, да приходит к Нему, как к живительному колодцу и получает дар воды живой, дар новой, чистой и возрожденной жизни в Слове Евангелия.


Аминь.



Проповедь пастора Александра Лапоченко, г. Арсеньев 2022г.