Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане
Лютеранские приходы Дальнего Востока
Владивосток - Уссурийск - Арсеньев - Хабаровск
Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск - Чита - Магадан
ALL REGIONS
  Новости
  Христианство на Западе мало кто собирается защищать
  Скончался Александр Галле
  Проповедь на богослужение: «С молитвой о мире»
  Религиоведы рассказали о падении религиозности в Германии
  Манфреду 85 !!!
  О музыке и не только
  Письмо от Изольды
  Носить крестик для стиля: молодые христианки "продвигают" религиозную моду на тиктоке
  Безжалостные нападения на нигерийских христиан
  Суд во Владивостоке отменил оправдательный приговор «Свидетелю Иеговы»* и отправил дело на новое рассмотрение
  Проповеди
  Проповедь: «Первое воскресенье Адвента»
  Проповедь: «Последнее воскресенье Церковного года (Воскресенье вечности)»
  Проповедь: «Предпоследнее воскресенье Церковного года»
  Проповедь: «Третье Воскресенье от конца Церковного года»
  Проповедь: «Девятнадцатое воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «День памяти Святого Евангелиста Луки»
  «День благодарения за урожай 2022»
  Проповедь: «День Архангела Михаила и всех Ангелов»
  Проповедь на богослужение: «С молитвой о мире»
  Проповедь: Четырнадцатое воскресенье после Троицы
  Музыка и пение
  Оглавление сборника песнопений Евангелическо-лютеранской общины св. ап. Павла г. Владивостока
  Хоралы 49-60
  Хоралы 37-48
  Хоралы 25-36
  Хоралы 13-24
  Хоралы 1-12
  Адреса общин
  Пропство Дальнего Востока
  Адреса общин
  Наши реквизиты
  Наши реквизиты
  Евангелическо-лютеранская церковь
  Избранные тезисы М. Лютера
  КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС
  Апостольский символ веры
  Мартин Лютер - реформатор
  Какой должна быть истинная Евангельская церковь
  Что такое Лютеранство?
  Это нужно знать каждому
  Остерегайтесь заблуждений
  Древние и современные ереси
  Основные отличия : Католицизм - Православие - Лютеранство
  БИБЛИОТЕКА
  От Далилы до царицы Савской: что опасные библейские женщины рассказывают нам о мужских страхах
  О сущности ординированного служения в ЕЛЦ:
  «АЛТАРЬ РЕФОРМАЦИИ», Лукас Кранах.
  Проблема бессмертия души в Библии и Христианской традиции.
  Тема смерти и скорби в душепопечительстве.
  Религия сегодня. Вопросы, которые Вы боялись задать. ( интервью )
  Взгляды Мартина Лютера и в целом Реформации на богослужение:
  Отличие веры от теологии.
  Христианство и суеверия
  Для библиотеки ЕЛЦ св. ап. Павла нужны выпуски газеты «Лютеранские вести»

Проповедь: Тринадцатое воскресенье после Троицы



1 Иоанна 4: 7 — 12.

Лука 10: 25 — 37.



«Поступай как Самаритянин».



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы вновь слышали из Евангелия Иисуса Христа историю о милосердном Самарянине. Эта притча, думаю, хорошо знакома каждому христианину...

Но все же, каждый год, каждое десятилетие и каждый век, она приобретает для Христианской мысли новые, особенные оттенки, становясь актуальной именно для своего времени... Каково же наше время, что мы можем сказать о нем? Болезни, войны, экономическая и политическая конкуренция между мировыми державами, различные идеологии и экономическая нестабильность... Все мы видим в наши, далеко не простые дни... Каждый прожитый год, каждое пережитое десятилетие, приближают нас к тем, как сказано «последним временам», когда в мире оскудеет любовь...

«...и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24:12).

И мы сейчас, дорогие братья и сестры, живем как раз в такое, нелегкое время, когда действительно кажется, что любви в людях становится все меньше и меньше... Тем значимее для всех нас становится эта притча!

Когда-то она произносилась только для тех, кто стоял рядом со Христом, кто желал испытать Его, искушал Его вопросами, но ее мысли звучат и для нас сегодня...

Итак, ко Христу приходит Законник, человек, наверняка и несомненно глубоко верующий. Верующий в Ветхозаветный Закон, но не верующий еще во Христа, сомневающийся в том, что этот скромный Плотник, дерзновенно поучающий Учителей народа, знает истину. И подойдя, с таким заведомым желанием уличить Спасителя, показать перед всеми Его невежество в Законе, он задает Ему в общем-то, простой вопрос, ответ на который должны были знать все. Вопрос о том - что есть первая Заповедь?

И Христос, зная, что этот человек искушает Его, отвечает просто и безыскусно. Так, как должен ответить по сути любой, исповедующий веру в Бога Ветхозаветный Иудей. Он говорит о любви к Богу и о любви к ближнему. И все...

Эта двойная заповедь о любви к Богу, и о любви к ближнему, должна была быть известна всем... Но, видимо, Христос так произносит эти простые слова, что Законнику, искушавшему Его, становится очень неудобно, очень стыдно... Просто по человечески стыдно и неловко, ибо и Бога любить всем сердцем невозможно, и ближнего любить как самого себя трудно! И, желая оправдаться и перед Иисусом и перед стоящими вокруг людьми, он задает Ему другой вопрос, на который сам-то он знает ответ. Вопрос о том - а кто есть ближний?

Но Спасителю известны мысли каждого человека. Он знает и все то, что происходит в душе и сердце этого Законника... Думаю, задай и мы этот вопрос Иисусу, мы бы тоже в итоге смутились... И опять, как будто не замечая, что этот вопрос, обращенный к Нему, имеет какой-то скрытый смысл, Спаситель просто рассказывает притчу, всем нам хорошо известную. Но, наверное, не до конца, не в полной мере осознаваемую и понимаемую нашим разумом. Ведь перед нами не просто рассказ о некоем добром человеке...

Некий человек, подвергшийся нападению разбойников, лежит, и возможно даже истекает кровью... Он постепенно ослабевает и понимает что умирает... Наверное, он происходил из благочестивых Иудеев, но он оказался избит, измучен и брошен на дороге... Он молится Богу о помощи... И вот он видит на дороге священника, затем левита, представителей того самого Ветхозаветного духовенства, к которому Иудеи относились с большим почтением, с большим уважением. Кто, как не они, казалось бы, должны были прийти ему на помощь? Он тихим голосом взывает о помощи, протягивает в мольбе руки, но они проходят мимо...

Как эта ситуация нам на самом деле знакома! Сколько раз мы, увидев или узнав о чужом горе или беде, «проходили мимо»... Оправдывая себя мыслью, что — это не моя проблема...

Наверняка, исполнившийся уныния и отчаяния человек, только что отвергнутый священником и левитом, увидев на дороге Самарянина, не ожидал от него уже никакой помощи... Тем более, что Иудеи и Самаряне ненавидели друг друга и старались не общаться...

Ведь Самаряне это был народ, который некогда исторически был единым с Иудейским народом. Это были те же самые Иудеи, которые за несколько веков до описываемых в Евангелии событий, стали вступать в брак с язычниками, и стали исповедовать Закон совсем не так, как это полагалось делать в соответствии с законом Моисея... Иудеи относились к Самарянам даже хуже, чем к язычникам. Самарянин воспринимался Иудеем, как враг Бога Израилева!

И надо думать, что и Самаряне к Иудеям относились не лучше...И вот, два взгляда встретились на дороге... Один ослабевший и отчаявшийся, а другой презирающий с детства второго... И происходит некое чудо! Простое, человеческое чудо, когда человеческие взгляды и привычки уступают место простому человеческому сочувствию и состраданию к чужой беде...

Самаритянин не проходит мимо Иудея, но спасает его от неминуемой гибели... Проявляет к нему доброту, милосердие, сострадание, проявляет то, что всегда оказывалось редким в этом отпадшим от Бога мире... И после того, как милосердный Самарянин привозит раненого иудея в гостиницу и оставляет его там, обеспечивая всем необходимым, он проявляет еще и дальнейшую заботу, обещая хозяину гостиницы оплатить все те расходы, которые тот будет иметь, ухаживая за этим немощным человеком.

Рассказав эту, простую на первый взгляд, историю, Спаситель задает Законнику очень серьезный вопрос: кто же в таком случае есть его ближний? И надо заметить, что Законник был подобно всем Ветхозаветным Иудеям воспитан в убеждении, что ближними Иудею могут быть только Иудеи, верно исповедующие Бога Израилева. Не язычник и не Самарянин!

И здесь Законник вынужден произнести слова, за которые его же собратья, Законники и Фарисеи, могли бы осудить! Он говорит о том, что ближний в этой истории, это — Самарянин!

И в этих словах, по существу может быть происходит первое исповедание этим самым Законником истины Иисуса Христа. Ибо он пришел искушать Спасителя, а Спаситель открыл ему великую истину, что любовь Божия распространяется на всех людей, что ближние для него, это все люди, независимо от того, какие религиозные, человеческие и политические взгляды они исповедуют и как живут...

И далее, Иисус, зная всю ту внутреннюю борьбу, которая происходила в сердце этого Иудея, говорит о том, что тот должен идти в мир и поступать точно так же, как поступил Самарянин.

Эти слова Христа обращены и к каждому из нас... Мы ведь очень хорошо все это, вроде бы знаем, но часто уподобляемся, будучи верующими, как раз левиту и священнику... Выстраиваем в своем уме некие «стены», делим людей на «своих» и «чужих», воспринимаем ближних своих на тех, кто «наш» Христианин, и на тех, кто «не наш» Христианин, а то и вообще не Христианин... Просто «не свой», некий «чужой» мне человек...

И так поступаем мы не потому, что глубока и ревнива наша вера, мы так поступаем просто потому, что мы вообще мало кого способны любить и мало кого хотим любить... Потому что это очень трудно любить всех! И, как правило, не любя почти никого, мы убеждаем себя в том, что мы любим тех, кто достоин нашей любви... Кто из нашей семьи, кто разделяет наши взгляды и так далее... Но даже с близкими, мы часто поступаем жестоко и несправедливо, если их постигает беда... Сколько тому примеров я даже не хочу перечислять...

Много существует дьявольских уловок в лукавом сердце человека, чтобы только не быть «милосердным Самарянином», а быть жестокосердным левитом или священником... И очень часто мы изыскиваем самые различные основания для того, чтобы избавить себя от нелегкого, следует это признать, труда милосердия и сострадания... И всякий раз, когда мы пытаемся себя убедить в том, что мы бедны, мы заняты, мы устали, мы сами нуждаемся в помощи, поэтому мы не можем помочь своему ближнему, когда мы не отзываемся на его скорбь, мы должны вспоминать притчу «о милосердном Самарянине».

Да, к счастью, не каждый день и не всем нам приходится сталкиваться с ситуацией, о которой повествует нам сегодняшнее Евангелие. К счастью, очень редко приходится сталкиваться нам с тем, что перед нами лежит умирающий человек и некому, кроме нас ему помочь. Но ведь в гораздо более простых ситуациях, когда от нас и не требуется такое внимание, такая сердечная забота, очень часто в более простых ситуациях мы не делаем для другого практически ничего. Когда от нас требуется даже не какая-то внешняя материальная жертва, а душевное участие, сочувствие человеку, мы проходим мимо... Потому что мы устали, потому что нам трудно, потому что мы пребываем в житейской суете и нам некогда...

И таким образом, мы отрекаемся от любви Христа! Его любви, которую Он, проявил к нам! Когда мы были еще грешниками, когда лежали без сил, израненные дьяволом, и измученные грехом... Он, именно Он, был для нас милосердным Самарянином, который не прошел мимо... И Его пример истинной любви к человеку, это укор всем нам!

Будем помнить об этом, дорогие братья и сестры! И пусть притча «о милосердном Самарянине» сделает нас, Христиан, достойными того призвания, которое поручил нам Спаситель, а именно любить Его и ближнего своего.

Пусть в каждом из нас, каждый день, хотя бы иногда проступает тот самый милосердный Самарянин, которого Бог поставил перед всеми сегодняшними Христианами примером сострадания и милосердия. И наше время, когда действительно в людях «оскудела любовь», по своей жестокости, по сути ничем не отличается от времен Христа, когда на дороге, тебя запросто могли встретить разбойники. И столько людей сейчас нуждаются в нашем внимании, заботе и милосердии... Не пройдем мимо них.. Аминь.




Проповедь пастора Александра Лапоченко, г. Арсеньев 2022г.